Главная лента RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в LiveJournal /

Все статьи


+1 0
0
-1 0
«…за Державу обидно…»
Из народного фильма «Белое солнце пустыни»
(реж.В.Мотыль, 1970 г.)


В 2018 году Валерий Самсонович Петросян - профессор МГУ, заместитель генерального директора по научному развитию «РТ-Инвест, Эксперт ООН по химической безопасности, Председатель Экологического совета при Правительстве Москвы - назвал полигоны «химическими бомбами замедленного действия».
С 01 января 2019 года на территории Российской Федерации начала действовать мусорная реформа. Внедрение изменений в этой области закономерно, так как ситуация с отходами в России стала близка к критической. Ежегодно на территории страны образуется порядка 60 млн. тонн ТКО, сложенные вместе они будут представлять холм с подошвой 1 км2 и высотой с 50-этажный дом.




По состоянию на январь 2019 года в государственный реестр были включены 5 тыс. 526 объектов размещения отходов. Их общая остаточная вместимость превышает 1,7 млрд т. Ежегодно площадь свалок в России увеличивается на 0,4 млн га (или 4000 кв.км; для справки – площадь герцогства Люксембург – 2586 кв.км).
Мусорная реформа призвана сделать обращение с мусором более цивилизованным, решить проблему с незаконными свалками и значительно сократить объемы вывозимых
на полигоны отходов.
Должна была сделать…
Официальное название – «Реформа обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации». Ее цели - ликвидация незаконных свалок, переход на раздельный сбор мусора, сортировка и переработка отходов. Как предполагает нацпроект "Экология", уже к 2040 году на вторсырье должно пойти 36% бытового мусора.
Однако, по данным Счетной палаты РФ, более 90% ТКО продолжает отправляться на полигоны, а вторичных ресурсов перерабатывается около 7%.
До 1991 г. в Советском Союзе имелся значительный опыт использования вторичного сырья, образующегося в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Во времена СССР существовала достаточно эффективная система раздельного обращения с мусором: в отдельные емкости выбрасывали пищевые отходы, которые шли на переработку, а макулатуру, стеклотару, металлолом люди сдавали в пункты приема.
Как отмечают эксперты, в 1987 г. в оборот вовлекалось более 70 % вторичных материалов. В современной России этот показатель достигает пока только 50 % для промышленных отходов и порядка 4 % для ТКО.
По многим показателям технологий Советский Союз «был впереди планеты всей».
Опыт Советского Союза был применен некоторыми странами для оптимизации своих материальных потоков и потерь. По свидетельству японских экспертов, схему обращения с отходами, образующимися в коммунальном хозяйстве, органы государственного и муниципального управления изучили и модернизировали, используя советскую систему обращения с коммунальными отходами. В Республике Беларусь советский опыт также был сохранен и в дальнейшем развит.
Был!
После введения мусорной реформы с полигонами бытовых отходов получилось все наоборот:
на свалки отправляют миллионы тонн отходов, пригодных для повторного использования. Ресурсы зарывают в землю, полигоны переполняются, по мере наполнения их приходится закрывать и искать место для новых.
Россия плетется в арьегарде - с отставанием в 20 лет минимум!

Мусорная реформа в Швеции началась еще в 60-х годах прошлого века, в 1975 году в этой скандинавской стране на полигоны попадало чуть больше 60% всех отходов. Теперь нехватка мусора в Швеции — пока единственная проблема в стране, связанная с отходами. Швеция ввозит мусор для переработки из других стран. В стране настолько хорошо налажена система переработки мусора, что практически не осталось свалок. Дефицит отходов может стать большой проблемой для населения, так как шведы благодаря переработанным отходам отапливают жилье и получают электричество. Помощь Швеции оказывает Норвегия — она поставляет соседям 800 тысяч тонн мусора каждый год (не за бесплатно, разумеется).
Журнал «Forbes» в 2019 году назвал Швейцарию самой экологически чистой страной в мире (95,5 баллов из 100). При составлении рейтинга эксперты оценивали прежде всего работу системы обращения с отходами. В Швейцарии не осталось ни одной свалки, а весь мусор превращается в новые товары или энергию. Швейцарцы первыми в мире смогли добиться так называемого «нулевого» захоронения. В этой стране нет ни одной свалки. Их запретили законодательно еще в 2000-м году. Таким образом, страна, которую чтут в Швейцарии как освободителя, отстает в таком простом вопросе на 20 лет…
В ЕС после введения обязанности обеспечить утилизацию не менее 50% от уровня 1995 г. всей поставляемой на рынок упаковки и захоронение не более 35% биоразлагаемых отходов из ТКО2, общий объем захораниваемых ТКО в 2019 г. упал на 56% по сравнению с 1995 г. – со 121 млн т до 54 млн т, а доля захораниваемых ТКО – с 61% до 23%.
В России такие показатели установлены к 2035-40 гг.
Налицо отставание 20 лет.
Мусор, размещаемый на полигоне, оплачен: за счет тарифа, который вменяется каждому жителю страны ежемесячно. Зачем утруждать себя дополнительными усилиями ради дополнительной прибыли? ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ!!!
И то, что мусор — дорогое удовольствие - никого не волнует: не перерабатывая его, мы отправляем на свалки не только целлюлозу и пластик, которые тоже чего-то стоят, но и цветные металлы и даже золото. Из одних айфонов и айпадов, сданных их владельцами в обмен на более новые устройства, Apple в 2015 году добыла почти тонну золота и еще около трех тонн серебра.
Углеродсодержащие, в т.ч биоразлагаемые отходы – источник ценных ресурсов, но при захоронении это крупный источник выбросов парниковых газов и загрязненного фильтрата, могущего попасть в почву и водоемы. В (теперь уже недружественных) европейских странах устройство систем дегазации прекратили также 20 лет назад: на полигоны выгружают инертные вещества, которые НЕ образуют биогаза. В России до сих пор на многих полигонах применяется пассивная система дегазации. Важно отметить, что парниковый эффект метана, который составляет около 50% биогаза, более, чем в 20 раз сильнее углекислого газа.
Именно поэтому в 2018 году полигоны были названы «химическими бомбами замедленного действия»: сегодня захоронили, а через 5-15-25 лет – БУММММ!!!
В феврале 2023 года Президент РФ в очередной раз анонсировал программу ликвидации полигонов ТКО.
В России есть все необходимое, чтобы обеспечить размещение на полигонах не более
5-10% от общего количества отходов!
Просто необходимо комплексно подойти к действующему законодательству, существующим технологиям и, применив синергический (синергетический) эффект, с заботой о будущем нашего дома Земля, правильно расставлять приоритеты.
… Просто необходимо расставить технологические цепочки (как пищевые цепочки) начиная от отхода, и заканчивая его неперерабатываемой или неутилизируемой составляющей по «зеленому» принципу. Здесь требуется политическая воля, синергический подход и немного инженерной мысли.
Просто…
На самом деле, перед нами не три, а две дороги: обманывать себя и заполнять просторы России мусорными артефактами или ликвидировать свалки и освобождать территории под леса, сады и парки, пашни, жилые кварталы на благо грядущих поколений.

В начале 2018 года Правительство РФ распоряжением № 84-р утвердило «Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». В ней отмечено: «Важнейшим ресурсно-экономическим показателем является уровень замещения (в процентах) использования природного сырья из невозобновляемых природных ресурсов на вторичное сырье из обработанных отходов при производстве продукции».
Оборудование российского производства, способное реализовать данный тезис существует уже более 15 лет.
Далее читаем: «Инновационный сценарий является целевым, при этом переход к нему прогнозируется исключительно как поэтапный. Позитивная тенденция снижения количества образующихся и захораниваемых отходов, роста доли утилизируемых и обезвреживаемых отходов в случае реализации инновационного сценария может сложиться не ранее периода 2025 - 2030 годов».
В результате реализации инновационного варианта настоящей Стратегии планируется достижение снижения количества образующихся отходов, сокращения объемов захораниваемых отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации и, как следствие, минимизация вреда, наносимого окружающей среде в результате загрязнения отходами. «Объем финансирования мероприятий по реализации настоящей Стратегии экспертно оценивается в размере не менее
5 трлн. рублей.»
Реализация настоящей Стратегии предусматривает 2 этапа: первый этап - 2018 - 2021 годы; второй этап - 2022 - 2030 годы.

Предполагается, что доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме отходов, вывезенных с мест накопления процентов составит в соответствии с «Целевыми показателями Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» (Приложение №2 Стратегии):
2016 год 8,9%
2018 год 10%
2019 год 12%
2020 год 15%
2025 год 50%
2030 год 80%

Данные показатели противоречат тезису Стратегии о «Инновационном сценарии»: это экстенсивный вариант развития ситуации.
Применяя уже существующие много лет технологии и используя оборудование российского производства, имеющее необходимые разрешения, возможно к 2025 году ВСЕ (100%) коммунальные отходы, поступающие в места их обращения, подвергать выделению полезных фракций на уровне не менее 95%.

«Стратегией выделяются 5 трл.рублей на финансирование мероприятий по ее реализации». Этих средств достаточно для запуска проекта ликвидации ВСЕХ накопленных бытовых отходов.
При вовлечении получаемых вторичных ресурсов в экономику страны выручка от реализации ликвидируемых в процессе глубокой переработки отходов составит порядка 22 трл.рублей, расходы по переработке – 13 трл.рублей, а чистая прибыль (после уплаты всех налогов) – 9 трл.рублей (почти 50% бюджета государства).
Для справки: расходная часть бюджета РФ на 2023 – 29 трл.рублей.
Чистая прибыль от глубокой переработки ТКО, образующихся в год (60 млн.т), составит не менее 300 млр.рублей.
Очевидно, что 200 млрд.рублей в год мусорного тарифа (цифра ориентировочная, т.к. тариф меняется от региона к региону), вменяемого жителям страны за обращение с ТКО, можно избежать, компенсируя его доходами от рационального обращения с отходами и их глубокой переработкой в соответствии с законодательством РФ и существующими технологиями.
Учитывая социальную напряженность данного сектора экономики, развитие социальных программ для граждан страны за счет «мусорных денег» - было бы в тренде.
Теперь становится понятен тезис о «дорогом мусоре»?

В «Послании Президента Федеральному Собранию» 21 февраля 2023 года сказано:
«… Добавлю, что мы неплохо продвинулись в реформировании отрасли по обращению с отходами. Наращиваем мощности по переработке и сортировке, чтобы перейти к экономике замкнутого цикла.
…В приоритете – дальнейшая ликвидация старых мусорных свалок и опасных объектов накопленного вреда».

Итак, «какой дорогой пойдем, Товарищи?»




А дорога – одна: не просто переработка отходов, как она получается в настоящее время, а ГЛУБОКАЯ переработка вновь поступающих отходов и накопленных в полигонах и свалках.
До неразлагаемых фракций – как прописано в наших руководящих нормативных актах.
На основании синергического подхода к технологиям из различных областей народного хозяйства. На основании анализа и сравнения возможных «цепочек» переработки. В этом случае даже неразлагаемые остатки могут быть вовлечены в хозяйственный оборот, а количество захораниваемых масс снижено до «0».
Мы можем это сделать: технологии нам позволяют!




+1 0
0
-1 0



Известная фраза «Снег сошел, сошел асфальт» типична для территории всей Российской федерации. Каждую весну от Владивостока до Калининграда СМИ пестрят сообщениями и репортажами о катастрофическом состоянии дорог после снеготаяния. Мероприятия по выборочному и «ямному» ремонту дорог, делают из них лоскутное одеяло.
Плохое качество дорожного покрытия несет огромный вред экологии страны: перегазовки транспортных средств провоцируют повышенные выбросы выхлопных газов, в состав которых входят оксид углерода (СО); оксиды азота NOx (в пересчете на диоксид азота); углеводороды (СН); сажа; диоксид серы (SO2); соединения свинца; формальдегид; бенз(а)пирен, ведут к перерасходу топлива, повышенному износу ходовой части транспортных средств. Асфальтобетонные покрытия требуют ремонта каждые 3-5 лет, что тоже ведет к ухудшению экологической обстановки: дорожные фирмы, выполняющие ремонты, оснащены мощными асфальтоукладчиками, катками, самосвалами, которые выбрасывают тонны выхлопных газов.




Россия занимает 5-е место в мире после США, Индии, Китая, Бразилии по протяженности дорог, 43-е место по протяженности дорог на душу населения и 199-место по плотности автодорог на 1000 км2. Нужно отметить, что с 1990 по 2020 год плотность автодорог выросла в 2, 5 раза. При этом 90% дорог с твердым покрытием не соответствуют по качеству.
Когда дорога есть, это лучше, чем когда ее нет. Но разительное несоответствие затрат и качества мешает порадоваться достижениям. 40 км дороги в Приморье обошлись в 29 млрд руб., в том числе 21 млрд руб. из бюджета, это около 700 млн руб., или 17 млн евро за 1 км. Для сравнения: цена строительства 1 км четырехполосной магистрали в Китае – $2,9 млн, в Бразилии – $3,6 млн. В соседней Финляндии, где природные условия близки к нашим, а рабочая сила дороже, средняя стоимость километра трассы первого класса – 5 млн евро, рассказывала «Ведомостям» министр транспорта Мерья Кюлленен. (https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2012/06/20/dorozhnye_zhaloby)
В докладе 2011 года, подготовленном экспертами Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог», (https://v1.ru/text/auto/2011/07/07/53807751/) из-за неразвитости плохого качества дорожной сети Россия будет ежегодно терять по 9-12,5 процента от валового внутреннего продукта (ВВП), если не сумеет за десять лет выйти на финансирование дорожного строительства на уровне 4,5-5 процентов от ВВП. По оценкам специалистов, доля транспортных затрат в конечной цене на российскую продукцию составляет 15-20%, тогда как в США и Европе этот показатель колеблется в пределах от семи до десяти процентов. В России высокие расходы на транспорт обусловлены, в первую очередь, низкой плотностью дорог. Например, в России на один автомобиль приходится около 19 метров дорог с твердым покрытием, тогда как в Финляндии – 68 метров, во Франции – 50.
Следует отметить, что плохие дороги влияют и на безопасность езды: каждое третье ДПТ в России происходит из-за плохих дорог.
Если оглянуться вокруг и заглянуть в прошлое, можно найти решения выхода из сложившейся ситуации. Ситуацию можно исправить, если заменить покрытия автодорог из применяемых традиционно асфальтовых смесей на бетонные. Точнее – железобетонные.
Первая бетонная дорога была проложена в 1893 г. в США и до сих пор она в эксплуатации. В тридцатых годах прошлого столетия покрытие уже стало использоваться и в европейских странах. По количеству дорог, сделанных из бетона, лидерство продолжает держать Америка – от общего объема их здесь 65,3 процента, в Китае этот показатель составляет 63%, в Германии с 1936 года активировалось строительство автобанов, и спустя 85 лет с момента строительства они и сегодня активно эксплуатируются, достигнув протяженности около пятидесяти процентов. Более 75% высоконагруженных дорог Австрии выполнены из бетона. В России таких дорог менее 3%, не смотря на разработанные альбомы типовых решений «жестких» дорожных покрытий, в которых отмечаются их положительные качества: прочность, долговечность, меньшие расходы на обслуживание, бесшумность, хорошее сцепление с протектором шин, уменьшение расхода топлива, отсутствие формирования колейности и др.
50 лет назад специальные бетоны предназначались для уникальных сооружений. Сегодня с применением различных добавок мы можем создать практически любой бетон по приемлемой стоимости.
Об экономике:
Стоимость асфальтобетона – 6000-7000 руб/м3
Стоимость бетона B30W10F300 – 3000-5000 руб/м3 (такой бетон используется для строительства взлетно-посадочных полос!), с учетом увеличения стоимости на армирование (7400-8500 руб/м3), стоимость покрытия составит в материалах – до 14 000 руб/м3.
При этом опыт европейских дорожников свидетельствует о безремонтном периоде асфальтобетонного покрытия – до 12 лет, а железобетонного – до 30. Практика Российского дорожного строительства показывает безремонтный период асфальтобетонного полотна не более 5 лет. Таким образом, затраты на строительство «бетонки» только по материалам окупятся в 1,5 – 2,5 раза. Эксплуатация дорожной техники? Выбросы?





+1 0
0
-1 0
Бесплатный онлайн редактор для создания чертежей квартир, домов, коммерческих помещений. Редактор сохраняет чертеж помещения в формате .dxf, что позволяет использовать файл в любых приложениях. Оставляйте отзывы о редакторе для улучшения его работы.





+1 0
0
-1 0



+1 0
0
-1 0



+1 0
0
-1 0





+1 0
0
-1 0



+1 0
0
-1 0



+1 0
0
-1 0





+1 0
0
-1 0
Наука    








По страницам:

 
facebook

Нажмите “Нравится”, чтобы присоединиться к EcoByt.ru в социальной сети Facebook.



Мне уже нравится ЭкоБыт